по линии охраны общественного порядка

Как и в какой срок подается уведомление о проведении публичного мероприятия?

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

 

Какая существует ответственность за нарушение порядка во время массовых мероприятий?

Согласно Конституции Российской Федерации граждане России имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Правила поведения во время таких мероприятий регламентировано Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Публичным мероприятием признаётся открытая, мирная, доступная каждому акция граждан, проводимая с целью свободного выражения мнения или выдвижения требований по актуальным вопросам жизни страны и вопросам внешней политики.

8 июня 2012 года Федеральным законом №65-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Теперь, согласно нововведениям, за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или противоправном участии в них предусматриваются крупные денежные штрафы (до 300 тысяч рублей), обязательнее работы (до 200 часов) или административный арест (на срок до 15 суток).

Например, за организацию либо проведение несанкционированного массового мероприятия в непосредственной близости от территории особо охраняемых объектов, если это создало условие угрозы безопасности населения и окружающей среды, Кодексом предусмотрено наказание в виде  штрафа в размере до 300 тысяч рублей или арест до 15 суток – для  гражданина, для юридического лица – штраф до миллиона рублей. Также участники не вправе использовать маски, иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

К условиям организации массовых мероприятий относится оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.

В текущем году на территории Иркутской области проведено почти 2 тысячи культурных, политических и религиозных мероприятий, в том числе 47 протестных акций. В шествиях, демонстрациях и митингах участвовало около одного миллиона человек. Охрану общественного порядка осуществляли более 20 тысяч полицейских. Благодаря их высокому профессионализму и грамотно организованной работе нарушений общественного порядка не допущено.     

Полиция Приангарья призывает организаторов и участников публичных акций выражать своё конституционное право в рамках установленного законодательства.

Кто имеет право быть организатором публичного мероприятия?

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В соответствии с частью 2 указанной статьи не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

1.1) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Имеет ли право народный дружинник при несении службы по охране общественного порядка иметь при себе гражданское оружие, на ношение которого у него есть разрешение, а также имеет ли он право применить его для устранения опасности, непосредственно угрожающей народному дружиннику или иным лицам?

С учетом того, что Федеральным законом "Об участии граждан в охране общественного порядка" народные дружинники  не наделены специальным правовым статусом в вопросах ношения и применения оружия, они должны руководствоваться положениями Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", статья 24 которого разрешает гражданам применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также устанавливает запреты на ношение и применение оружия в отдельных случаях.

Ответ подготовлен АПУ ДПД МВД России.

 

Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?

Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон). Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.

Ответ подготовлен АПУ ДПД МВД России.

 

Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?

Системный анализ положений Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон) позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального закона  от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), а граждане лишь оказывают им помощь.

Ответ подготовлен АПУ ДПД МВД России.

 

Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?

Федеральный закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).

Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.

Ответ подготовлен АПУ ДПД МВД России.

 

Где нельзя распивать спиртные напитки и какая грозит ответственность?

Перечень мест, в которых не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции, определен пунктами 2 - 3 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон). При этом согласно подпункту 7 статьи 2 Федерального закона алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Именно потребление (распитие) алкогольной продукции, а не использование потребительской тары от нее в местах, запрещенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (часть 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение (пункт 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции").

В соответствии с законодательством у сотрудников полиции имеется достаточно полномочий для выяснения личности доставленного в служебное помещение территориального органа МВД России или подразделения полиции лица и в случае необходимости - его задержания. Категории лиц, которых полиция имеет право задерживать, указаны в пунктах 1 - 12 части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции".

Согласно части второй статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при наличии данных, дающих основание подозревать лицо, личность которого не установлена в совершении преступления, оно может быть задержано и помещено в изолятор временного содержания (далее - ИВС).

Порядок содержания подозреваемых в ИВС закреплен в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Кроме того, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О полиции" полиция вправе формировать и вести банки данных о гражданах, которые также позволяют установить личность задержанного. При необходимости может использоваться сравнение данных, представленных задержанным, с данными информационных баз, оценка соотношения названных лицом его фамилии, имени, отчества с имеющимися данными о месте его регистрации по месту жительства, а также иные методы установления личности задержанного, в том числе, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", и проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Ответ подготовлен АПУ ДПД МВД России

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России