Обзор о практике осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в 2018 году

В текущем году[1] подразделениями по вопросам миграции в рамках осуществления контрольно-надзорных полномочий проведено свыше 12,9 тысяч проверочных мероприятий, в том числе в отношении 23 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В результате проведенных мероприятий пресечено более 17 тысяч нарушений миграционного законодательства, в том числе 113 совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и 438 совершенных должностными лицами организаций.

Основные нарушения, совершаемые как иностранными гражданами, так и лицами, выступающими в качестве работодателей и принимающей стороны, связаны с нарушением правил пребывания в Российской Федерации, а также незаконным осуществлением и привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В рамках предупреждения совершения административных правонарушений в текущем году разработаны и размещены на сайте ГУ МВД России по Иркутской области памятки по соблюдению обязательных требований, установленных миграционным законодательством.

Организовано и проведено 4 семинара с представителями юридических лиц, привлекающих и использующих иностранную рабочую силу, а также с ВУЗами, в которых проходит обучение иностранных граждан.

Так, 21.12.2018 г. проведен семинар по вопросу соблюдения обязательных требований работодателями, привлекающими и использующими иностранную рабочую силу. В ходе встречи рассмотрены вопросы трудоустройства иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов, порядок уведомления о заключении (расторжении) трудовых договоров с иностранными гражданами, приглашения иностранных граждан, постановки на миграционный учет, а также ответственность за несоблюдение обязательных требований, установленных миграционным законодательством.

Юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям, при привлечении и использовании иностранной рабочей силы следует помнить, что порядок осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[2].

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.[3]

Привлечение иностранных граждан к труду без разрешения на привлечение и использование иностранных работников разрешено в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 115-ФЗ;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 115-ФЗ;

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 115-ФЗ.

Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

Лица, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента или разрешения на работу, в том числе:

  • высококвалифицированных специалистов;
  • иностранных граждан, направляемых иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации,
  • иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов:

а) граждан республик Армения, Беларусь, Казахстан;

б) иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».



[1] Сведения представлены за 11 месяцев 2018 г.

[2] Далее – 115-ФЗ

[3] Перечень категорий граждан, на которых указанных порядок не распространяется установлен п.4 ст.13 115-ФЗ

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России