Обзор Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»

2 июля 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка".

Правовые основы участия граждан в охране общественного порядка:

Конституция Российской Федерации;

Общественные принципы и нормы международного права;

Федеральные конституционные законы;

Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты.

 

Принципы участия граждан в охране общественного порядка:

добровольность;

законность;

приоритетность защиты прав и свобод человека и гражданина;

право каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

взаимодействие с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

недопустимость подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка. Граждане, участвующие в охране общественного порядка:

не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел (полиции) или иных правоохранительных органов;

осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции этих органов;

не допускается участие граждан, не достигших возраста 18 лет;

не допускаются к участию в мероприятиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью;

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления по обеспечению участия граждан в охране общественного порядка:

оказывают поддержку гражданам и их объединениям;

создают условия для деятельности народных дружин;

размещают информацию в целях содействия гражданам, участвующим в поиске лиц, пропавших без вести: - в средствах массовой информации, в том числе на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах; - на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

о лицах, пропавших без вести;

о месте их предполагаемого поиска;

контактную информацию координаторов поисковых мероприятий;

иную общедоступную информацию.

 

Формы участия граждан в охране общественного порядка:

участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;

внештатное сотрудничество с полицией;

участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

 

В целях содействия органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам граждане вправе:

информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции) иных правоохранительных органов;

участвовать в охране общественного порядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов;

участвовать в работе координационных, консультативных, экспертных и совещательных  органов (советов, комиссий) по вопросам охраны общественного порядка, создаваемых в органах внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, по их приглашению.

Граждане вправе оказывать иное содействие органам внутренних дел (полиции) и иных правоохранительным органам в соответствии  с законодательством Российской Федерации

 

Граждане при участии в поиске лиц, пропавших без вести, обязаны:

не создавать препятствия своими действиями сотрудникам органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов при реализации данными сотрудниками своих полномочий по поиску лиц, пропавших без вести;

сообщать сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию о фактах, имеющих значение для поиска лиц, пропавших без вести;

оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

 

Внештатное сотрудничество с полицией

            Привлечение граждан в качестве внештатных сотрудников полиции к участию в охране общественного порядка, а также по другим направлениям деятельности полиции осуществляется в порядке, установленном органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (приказ № 8 от 10 января 2012 года «Об утверждении инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции»).

 

Внештатными сотрудниками полиции не могут быть граждане:

имеющие неснятую или непогашенную судимость;

в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

ранее осужденные за умышленные преступления;

включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержаться признаки экстремистской деятельности;

страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

не соответствующие требованиям к состоянию здоровья внештатных сотрудников полиции, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

 

Порядок оформления внештатного сотрудника

Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции».

Перечень документов для оформления внештатным сотрудником:

анкета кандидата;

две фотографии;

заявление с просьбой рассмотреть вопрос о его зачислении;

заявление о согласии на обработку персональных данных;

копии заполненных страниц паспорта;

рапорт о результате изучения (проверки) кандидата, вывод о возможности либо невозможности его зачисления в качестве внештатного сотрудника полиции;

 

Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:

защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений;

розыск лиц;

обеспечение правопорядка в общественных местах;

обеспечение безопасности дорожного движения;

осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

 

Внештатные сотрудники полиции могут быть исключены из числа внештатных сотрудников полиции в следующих случаях:

на основании личного заявления внештатного сотрудника полиции;

при наступлении обстоятельств, указанных в части 3 статьи 10 № 44-ФЗ;

в связи с неоднократным невыполнением предъявляемых к внештатным сотрудникам полиции требований или фактическим самоустранением внештатного сотрудника полиции от выполнения возложенных на него обязанностей;

в связи с прекращением гражданства Российской Федерации;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка имеют право:

требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

знакомиться с документами, определяющими правовое положение внештатного сотрудника полиции, а также получать в установленном порядке информацию, необходимую для участия в охране общественного порядка;

оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами.

 

Внештатные сотрудники полиции при участии в охране общественного порядка обязаны:

знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере общественного порядка;

выполнять распоряжения уполномоченных сотрудников полиции, отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации;

соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправных деяния, удостоверение, образец и порядок выдачи которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

 

Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

 

Основные направления:

содействие органам внутренних дел (полиции) и иными правоохранительным органам в охране общественного порядка;

участие в предупреждении и пресечении правонарушений;

распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

 

Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства или по месту нахождения собственности, работы или учебы.

После принятия такого решения обязательно уведомляются органоны местного самоуправления соответствующего муниципального образования и территориальные органы МВД России на районном уровне.

Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений № 44-ФЗ

         Не могут быть учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности граждане:

имеющие неснятую или погашенную судимость;

в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

ранее осужденные за умышленные преступления;

включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержаться признаки экстремистской деятельности;

страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

 

Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка имеют право в пределах территории, на которой они созданы:

информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

оказывать содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным  органам при их обращении в мероприятиях по охране общественного порядка;

осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Организации, в которых созданы общественные объединения правоохранительной направленности по месту работы или учебы граждан, в пределах своей компетенции могут предоставлять участникам этих объединений льготы и компенсации за счет собственных средств.

 

Создание и организация деятельности народных дружин

         Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа МВД России.

 

Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации народных дружин определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений Федерального закона № 44-ФЗ.

Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах - запрещены.

 

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

содействие органами внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту народной дружины;

участие в охране общественного порядка в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

 

Порядок приема в народные дружины и исключения из них

В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

 

В народные дружины не могут быть приняты граждане:

имеющие неснятую или непогашенную судимость;

в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

ранее осужденные за умышленные преступления;

включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержаться признаки экстремистской деятельности;

страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню привлечения к внештатному сотрудничеству с полицией, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

 

Подготовка народных дружинников

Народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном МВД России.

 

Удостоверение и форменная одежда народных дружинников.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника.

Запрещается: использование удостоверения народного дружинника, ношение форменной одежды либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

 

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

применять физическую силу в случае и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

 

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

при объявлении сбора народной дружины прибыть к месту сбора в установленном порядке;

соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

 

Ответственность народных дружинников

За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России